9 июля 2015 года – г. Уфа

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Позвольте мне, как председателю ведущего профцентра страны, возглавляющей БРИКС в 2015-2016 году, изложить позицию Федерации независимых профсоюзов России по текущему состоянию дел в рамках Профсоюзного Форума БРИКС и о тех планах, которые мы наметили на период председательства Российской Федерации. В ходе подготовки к IV Профсоюзному Форуму мы проанализировали пройденный путь и оценили текущее состояние дел. На этом основании можем сделать выводы о сложившихся формах нашей совместной работы.

Декларация о создании Профсоюзного Форума, подписанная в 2012 году в Москве, явилась важнейшим рубежом, после которого мы не только стали осуществлять совместную работу, но и заявили о себе на международной арене, а также донесли факт создания нашего Форума до глав государств и правительств наших стран. Начиная с бразильской встречи 2014 года в нашей работе появились признаки согласованности не только в работе над текстом Декларации, которую мы теперь стараемся тщательно готовить накануне начала Форума, но и в текущих контактах по вопросам, которые планируются к рассмотрению.

Вот и сегодня мы начали свое заседание с обсуждения текста Декларации, которая вбирает наши общие озабоченности и наши устремления. Тем самым получил дальнейшее развитие уже традиционный формат нашей работы в рамках Профсоюзного Форума, который я бы назвал «реактивным», то есть формат, призванный дать ответ на текущие вызовы, отражающий наши взгляды и позиции, содержащий призывы к правительствам стран БРИКС.

Вместе с тем мы видим, как в рамках саммитов глав государств и правительств БРИКС оттачивается еще один перспективный формат взаимодействия. Первые шаги в направлении планирования совместных действий стран-участниц БРИКС проявились еще в 2011 году во ходе саммита в г. Санья (Китай). Сегодня формат «плана действий» получает свое дальнейшее закрепление в Уфимской декларации саммита БРИКС.

Если касаться содержания Декларации саммита БРИКС, которая будет принята сегодня, то та ее часть, которая относится к социально-экономической сфере, содержит как минимум 17 разделов, среди которых мы сможем увидеть не только совместные шаги по корректировке мировой финансовой системы, новому банку развития, экономическому

сотрудничеству, но и темы, прямо затрагивающие сферу ответственности профсоюзов: взаимодействие в социально-трудовой, миграционной сфере, по вопросам страхования, налогообложения, конкуренции.

Можно с большой уверенностью говорить о том, что более чем в 20 форматах, которые сложились к сегодняшнему дню на полях саммитов, генерируются десятки инициатив. Одним из таких форматов, кстати, является и наш Профсоюзный Форум. При этом эти инициативы либо соответствуют интересам профсоюзов, либо затрагивают их. В качестве примера приведу инициативу по созданию Организации по борьбе с международными картелями (Global Antitrust), которую выдвинула Федеральная антимонопольная служба России 22 июня с.г. для обсуждения соответствующими государственными регуляторами стран БРИКС. Замечу, что тезис противостояния всевластию ТНК содержится и в нашей сегодняшней Декларации, поэтому такая инициатива должна нас предметно интересовать. Тем не менее, иногда этого не происходит, как в случае с попыткой увести тему рынка труда из рук профсоюзов в сферу компетенции Гражданского форума, что нами было остановлено на самой ранней стадии.

Таких инициатив, повторюсь, рождается много, и перед нами встает вопрос: каким образом профсоюзы стран БРИКС в дальнейшем должны реагировать на эту многоплановую работу, и следует ли им, говоря языком рядовых членов профсоюзов, «всюду совать свой нос»? Это крайне непростой вопрос, так как любое наше действие или бездействие должно иметь оправданный и сбалансированный характер.

Если мы примем за основу тактику своего присутствия в БРИКС в уже сложившемся формате реагирования, то этот «реактивный» путь всегда будет носить оборонительный характер, и вряд ли нам удастся в ближайшее время выйти на диалог с работодателями, представленными в Деловом Совете БРИКС, а также найти свое место в вопросах, рассматриваемых на министерском уровне по социально-трудовой тематике, и уж тем более – внедрить трехсторонний формат общения. Единственный плюс этого пути в том, что он не требует значительных ресурсов, особенно если страна-участница не несет на себе миссии председательствующей в БРИКС. К слову сказать, потенциал такого участия еще не исчерпан, если только заложить в него «дрейф» от преобладающего сегодня принципа постановки глобальных проблем и одобрения повестки дня Саммитов в сторону оценки влияния принимаемых решений на жизнь членов профсоюзов стран БРИКС без ретуши всего диапазона мнений.

На противоположном полюсе – участие представителей профсоюзов и выработка позиций во всех возможных форматах работы, разворачивающейся в рамках БРИКС, с учетом, разумеется, легитимной компетенции профсоюзов. Но такая тактика весьма ресурсоемка.

Во-первых, для ее реализации надо одновременно с национальными координаторами профсоюзной активности в БРИКС сформировать постоянно действующий секретариат, который должен отслеживать все возможные инициативы в рамках БРИКС и непрерывно предлагать национальным профцентрам формы и способы участия в них представителей профсоюзов.

Во-вторых, мы должны будем построить свою работу у себя в странах так, чтобы обеспечить проработку каждой из этих инициатив представителями национальных профцентров при безукоризненной координации наших действий между всеми странами-участницами БРИКС.

Мне представляется, что эти две крайности не соответствуют нашим текущим интересам и возможностям. Конечно, в идеале нам бы хотелось реализовать второй вариант всеобъемлющего участия профсоюзов, но кроме ресурсных ограничений на этом пути стоят организационные, языковые и, главное, содержательные трудности. Для обоснования сбалансированной позиции мне бы хотелось заострить ваше внимание на трех важнейших темах, содержащихся в Декларации Профсоюзного Форума, которую мы совместно разработали и сегодня передали Президенту Российской Федерации.

Первая тема – искусственное происхождение кризисов последних лет, которые служат мотором раскручивания нового наступления на права наших членов профсоюзов. Это наступление идет по важнейшим для нас направлениям:

* снижаются доходы трудящихся, увеличивается безработица, растет бедность;

* снижается уровень социальной защищенности и социальных гарантий самих работников и членов их семей, женщин и молодежи, увеличивается неравенство;

* продолжается наступление на основные права трудящихся и, в частности, право на забастовку.

Перечисленные в рамках этой темы проблемы лежат в сфере экономики труда, являются следствием неолиберализма в мировой и национальных экономических политиках. Они повторяются из года в год, носят устойчивый характер, и мы не находим признаков улучшения по любой из них. Это означает, что коренные интересы наших членов профсоюзов, а значит и наших профцентров, сосредоточены вокруг этой темы. Не будем наивными: внутренняя экономическая политика не только в России, но и в ряде других странах БРИКС, содержит в себе черты либерализма, которые резко критикуются со стороны трудящихся. В некоторых случаях эта критика весьма остра и сопровождается конфликтами.

У нас нет оснований ожидать благостной атмосферы вокруг наших идей внедрения социального партнерства в рамках БРИКС в ущерб интересам работодателей. Без упорной работы с национальными правительствами и объединениями работодателей мы здесь ничего не добьемся.

Вторая тема – настоятельная необходимость найти механизм сдерживания негативных тенденций, которые были нами перечислены. Мы формулируем этот механизм как явное влияние со стороны массовых профсоюзов на политику правительств и работодателей своих стран через социальный диалог, в том числе, на уровне БРИКС. Тем самым мы подтверждаем трехстороннее участие основных социальных партнеров в решении наиболее острых вопросов социально-трудовой сферы в этом новом формате. В качестве инструмента влияния мы предлагаем широкое внедрение системы трипартизма в социально-трудовые отношения, в том числе – в систему выработки и принятия решений в рамках БРИКС. Для этого мы настойчиво ищем форму институализации участия профсоюзов в рамках БРИКС.

Наконец, третья тема: мы обозначаем парадигму Достойного труда, разработанную МОТ, как комплекс целевых ориентиров в проведении внутренней экономической политики в каждой стране-участнице БРИКС. Мы приглашаем к участию в нашей работе представителей МОТ и МКП, подчеркивая тем самым открытый характер наших намерений и готовность к использованию лучших достижений системы трехсторонних отношений и мирового профсоюзного движения.

Как мы видим, в Российской Федерации положительное решение поставленных вопросов требует исключительных и согласованных усилий со стороны профсоюзов стран БРИКС. Мы не должны останавливаться на громких заявлениях как главном способе преодоления крайне сложных проблем. Мы в России не рассчитываем на то, что отражение наших намерений в Декларации Профсоюзного Форума каким-то сверхъестественным образом приведет к их реализации. Мы должны активно работать над исполнением заявленных планов не только в рамках подготовки и проведения Профсоюзных Форумов, но и постоянно на национальном и международном уровнях.

Как же добиться выполнения сформулированных нами задач? Прежде всего, необходимо преодолеть недостатки в организации нашей совместной деятельности. Пусть мы и не готовы завтра создать международный секретариат БРИКС, но мы в состоянии назначить национальных координаторов и построить их работу по конкретным направлениям. Мы должны дать им в руки инструменты четкого согласования позиций как внутри каждой из стран между различными профцентрами, так и между

нашими странами на рабочем уровне. Это должно распространяться не только на организационные моменты проведения очередного Профсоюзного Форума БРИКС, но и на содержательные вопросы текущей повестки дня. С нашей точки зрения мы должны упорядочить работу самого Профсоюзного Форума, придать организационную ясность всем нашим действиям. Нам необходимо установить правила и процедуры, которые будут приняты всеми и понятны каждому участнику. Такие правила есть у Делового Совета; определенных правил придерживаются на межгосударственном уровне правительства наших стран, поэтому мы с российской стороны выдвигаем Организационную инициативу, подразумевающую упорядочивание проведения Профсоюзных Форумов. Мы предлагаем рассмотреть наш проект в каждой из стран, выразить мнение о его целесообразности, дать свои замечания и предложения до 1 октября 2015 года. Если получим одобрение, будем просить вас после доработки рассмотреть и принять этот документ на следующем Профсоюзном Форуме.

Во-вторых, нам необходимо кардинально улучшить каналы связи и взаимную информированность о наших странах и о профсоюзном движении. Имею в виду не только общеизвестные факты географического, экономического и политического характера, но и сведения об истории профсоюзного движения, его традициях и современном устройстве, а также о текущих проблемах наших членских организаций. Для решения этой задачи предлагаю рассмотреть еще две инициативы.

«Информационная инициатива» могла бы быть реализована в виде создания сводного интернет-ресурса, который бы содержал необходимую информацию, доступную и рядовым членам профсоюзов, и нам на уровне профцентров. О размещении, структуре и других деталях, касающихся создания такого ресурса, мы готовы проинформировать профцентры через национальных координаторов в ближайшем будущем.

Есть еще одна инициатива, которая требует дополнительной проработки с отраслевыми профсоюзами. Эту инициативу мы условно называем «инициативой по обменам». Мы предлагаем изучить вопрос о международных обменах между профсоюзными организациями наших стран на всех уровнях и придать им более ясную направленность, имея в виду укрепление отношений по линии БРИКС. Кроме того, нам известно о молодежных обменах, которые планируется проводить по линии межгосударственных программ в рамках БРИКС. Мы намерены через органы власти нашей страны продвинуть предложение о распространении такой программы на молодежный профсоюзный актив. Полагаем, что и в других странах можно проработать такой подход. Эту инициативу мы также будем готовы предложить для рассмотрения через национальных координаторов в ближайшем будущем.

В-третьих, хотел бы напомнить, что на предыдущей нашей встрече в Бразилии мы с российской стороны, а чуть ранее – наши коллеги из Китая, представляли проекты и программы, которые ведутся в учебных и исследовательских учреждениях профсоюзов. Мне кажется, что этот потенциал нами не используется в должной мере. Предлагаю рассмотреть возможность осуществления совместного исследовательского проекта, который позволит нам выявить и ясно сформулировать совместные интересы всех национальных профцентров. Нам важно знать среднесрочные приоритеты профсоюзов стран БРИКС не только в рамках уже обсуждавшихся вопросов, но и по всем аспектам профсоюзной деятельности, а если говорить шире – по всей социально-экономической повестке дня. Такой объективный перечень, а может быть и рейтинг совместных интересов, позволит нам целенаправленно и рационально использовать ограниченные ресурсы и более предметно строить нашу работу.

Кроме того, мы предложили бы провести в наших странах исследование по вопросам, которые позволят оценить наш потенциал влияния:

* представительность наших организаций в отраслевом и территориальном разрезах, членской численности;

* влияние в переговорных процессах с работодателями;

* вес политического влияния профсоюзов на национальном уровне;

* устойчивость наработанных профсоюзами механизмов влияния на экономическую и социальную политику в своих странах.

Результаты такого исследования позволят нам более точно оценить свои возможности во взаимоотношениях с работодателями и правительствами и обоснованно строить работу с ними. Со своей стороны мы готовы дать старт такому проекту в период нашего председательства в БРИКС.

Если мы сможем наладить сотрудничество в сфере исследований по обозначенным темам, мы заложим неплохую основу для формирования международной группы экспертов, ориентированных на интересы профсоюзов. По нашему мнению, такая группа экспертов необходима: если взглянуть за пределы экономических интересов профсоюзов, мы увидим, что повестка дня сотрудничества стран БРИКС непрерывно расширяется, и уследить за актуальной тематикой все труднее. Эксперты могли бы оказать в этом неоценимую услугу профсоюзному движению.

Завершая свое выступление, хотел бы подчеркнуть в присутствии уважаемых представителей международных организаций – МКП и МОТ, – что ФНПР трезво оценивает складывающуюся международную обстановку. Мы чувствуем ее осложнение не только в отношении России и понимаем, что

в ближайшие несколько лет она не развернется в обратную сторону. Невзирая на это мы против восстановления «блоковых» конструкций и не считаем объединение в рамках БРИКС инструментом противостояния или разделения. Наша философия состоит в следующем: если какие-либо страны, обладающие реальным суверенитетом, не находят реализацию своих устремлений в рамках сложившихся наднациональных структур, у них всегда есть право искать способы решения накопившихся проблем за их пределами в двухстороннем или многостороннем общении. Мы рассчитываем на то, что столетний опыт МОТ и безусловный авторитет МКП помогут нашему сотрудничеству в рамках БРИКС. Мы готовы использовать весь арсенал доступных форматов для дальнейшего продвижения очищенных от сиюминутной конъюнктуры ценностей профсоюзного движения, в том числе в рамках БРИКС.

Спасибо за внимание.