Приложение № 7

к постановлению IX съезда ФНПР

от 8 февраля 2015 года

Резолюция IX съезда ФНПР

Об отношении к реформированию пенсионной системы

Состояние действующей пенсионной системы Российской Федерации продолжает оставаться острейшей социально-экономической проблемой. Принципиальную возможность проведения нового этапа пенсионной реформы открыла отмена ЕСН и возврат к страховым принципам формирования средств внебюджетных социальных фондов. Приоритетной целью для Федерации Независимых Профсоюзов России является обеспечение развития пенсионной системы РФ в соответствии с требованиями и рекомендациями Международной организации труда (МОТ).

Реализуя эти задачи, удалось не допустить повышения общеустановленного пенсионного возраста для мужчин и женщин, сохранить функцию сбора страховых взносов за Пенсионным фондом Российской Федерации и систему досрочного выхода на пенсию для работников с неблагоприятными условиями труда.

Однако сложившаяся ситуация не стабильна. Принятые федеральные законы и проекты нормативных актов указывают на то, что не все достигнутые ранее договоренности выполнены. Остаются нерешенными ряд ключевых вопросов: условия пенсионного страхования самозанятых; накопительный элемент не переведен из системы обязательного пенсионного страхования в добровольное страхование; внедряемые изменения в область досрочного пенсионного обеспечения граждан, в том числе работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, фактически ведут к ликвидации этого института в обязательном социальном страховании в будущем. Предлагаемый сегодня подход к расчету страховой пенсии строится не на страховых принципах, а на возможностях федерального бюджета. Рекомендуемые МОТ нормативы не выдерживаются, что делает неопределенной перспективу пенсионного обеспечения настоящих и будущих пенсионеров; не решен ключевой вопрос о заработной плате. Невозможно перестраивать пенсионную систему без адекватных изменений в системе заработной платы и, конечно, без экономического роста. Взаимосвязь этих процессов обуславливается нацеленностью обязательного пенсионного страхования на замещение (в согласованных объемах), теряемого наемным работником заработка «при изменении его материального и (или) социального положения».

Предложенный к применению комплекс законов коренным образом меняет порядок приобретения права на пенсию у застрахованных лиц, все больше увязывая его со стажем работы и уровнем заработной платы.

По требованию профсоюзов пересмотрено отношение к накопительному элементу в пенсионной системе. Обязательность участия работников в накопительной системе страхования по старости без гарантий достаточных пенсионных выплат, а также вовлечение их в эту систему путем недобросовестной рекламы профсоюзы считают недопустимым.

Проводимое обсуждение подготовки к реформированию пенсионной системы, развернутая разъяснительная работа по применению нового пенсионного законодательства создали новые условия взаимодействия с социальными партнерами.

Укрепляя и развивая достигнутое в деле пенсионного страхования Съезд Федерации Независимых Профсоюзов России считает необходимым добиваться:

- ратификации Конвенции МОТ 102 и обеспечения развития на этой основе пенсионного законодательства. Повышение степени защищенности работников в старости, за счет достижения более высокого уровня пенсионного обеспечения на страховой основе;

- закрепления в коллективных договорах и соглашениях конкретных мер:

по контролю за формированием средств пенсионного обеспечения;

по защите прав работника на пенсионное обеспечение, включая право на досрочный выход на пенсию;

по проведению информационно-разъяснительной работы;

по организации обучения профсоюзного актива пенсионным вопросам;

- недопущения постановки вопроса повышения пенсионного возраста без учета роста продолжительности жизни и уровня материального обеспечения наемного работника в стране;

- настройки механизма новых пенсионных законов на обеспечение максимального сохранения ранее приобретенных прав работника, наиболее выгодные и справедливые условия назначения будущих пенсий для всех секторов экономики. Осуществления совместно с социальными партнерами мониторинга нового пенсионного законодательства;

- решения вопроса планирования пенсионных средств на основе актуарных расчетов дифференцированных по категориям лиц, сферам трудовой деятельности и территориям;

- выведения накопительного элемента из системы государственного и обязательного пенсионного страхования и перевода его на добровольную основу;

- недопущение безосновательного пересмотра института досрочных трудовых пенсий для различных категорий работников, в том числе работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним;

- усиления профсоюзного контроля за формированием средств страховых внебюджетных фондов.