Приложение № 8

к постановлению IX съезда ФНПР

от 8 февраля 2015 года

Резолюция IX съезда ФНПР

Управление профессиональными рисками –

основной подход к повышению безопасности труда

и сохранению здоровья работников

Съезд отмечает, что неудовлетворительные условия труда являются постоянным источником профессионального риска.

Сложившаяся за последние годы устойчивая тенденция роста рабочих мест с вредными условиями труда и занятых в них работников, числа техногенных аварий и производственного травматизма со смертельным исходом обусловили необходимость признания невозможности достижения в области охраны труда «нулевого риска» и решения ряда проблем, связанных с обоснованием приемлемого уровня риска и создания инструментов для их измерения и оценки.

Отечественная практика оценки профессионального риска, основанная на аттестации рабочих мест, за многие годы её применения не дала нужных результатов в части содействия улучшению условий труда.

Введённая Федеральным законом специальная оценка условий труда также не принесла качественных результатов в оценке риска, так как она основана на оценке гипотетических рисков и даёт лишь общее представление об уровнях профессионального риска по отдельным факторам для больших профессиональных групп. Этот инструмент не позволяет провести оценку количественной (качественной) меры воздействия опасных и вредных производственных факторов на индивидуальном уровне работника, не предусматривает наблюдение за состоянием его здоровья за период контакта с вредными факторами производственной среды и не обеспечивает установление необходимых критериев для предоставления досрочных пенсий.

Проведенный предварительный мониторинг реализации методики специальной оценки условий труда выявил ряд недостатков, которые способствовали снижению гигиенических нормативов условий труда по шуму, освещённости, микроклимату, установлению неполной оценки напряжённости трудового процесса, и тем самым не позволили в полной мере оценить уровни воздействия вредных факторов на здоровье работников.

Съезд считает необходимым добиваться:

принятия законодательных мер, предусматривающих изменение действующей доктрины охраны труда «абсолютной безопасности» на доктрину «приемлемого риска»;

введения и определения «приемлемого» для общества уровня опасности и риска, а также формирования и принятия мер по исключению чрезмерного или «недопустимого» риска;

формирования научно-методического центра по оценке профессиональных рисков и утраты профессиональной трудоспособности, а также создание региональных центров профессионального риска в рамках системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

использования методов страховой статистики для оценки профессиональных рисков;

проведения работы по оценке и группировке профессий, включенных в Списки №№ 1 и 2 по уровням профессионального риска;

законодательного закрепления обязанностей работодателей по проведению анализа, оценки и учёта профессиональных рисков, а также осуществление деятельности по его снижению (управление рисками);

разработки необходимых методов оценки рисков с учётом их применения в конкретных ситуациях;

создания системы коммуникации для получения работниками бесперебойной, содержательной и правильной информации об опасностях и рисках, имеющихся на рабочих местах;

трансформации досрочных пенсий в систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с целью формирования более совершенных методов защиты работников в случае досрочной утраты профессиональной трудоспособности;

внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 28 декабря 2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и приказ Минтруда России от 24 января 2014г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчёта о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по её заполнению» по результатам постоянного их мониторинга с целью устранения имеющихся недостатков, препятствующих объективной оценке условий труда;

создания двухступенчатой системы контроля механизмов управления профессиональными рисками;

отнесения к полномочиям Роспотребнадзора вопросов оценки профессиональных рисков в части воздействия вредных производственных факторов и состояния здоровья работников, а Минтруда России – вопросов воздействия травмоопасных производственных факторов;

реализации Решения правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья работающих граждан от 09.06.2014г. № 3 в части формирования федерального реестра лиц, страдающих профессиональными заболеваниями (п.5), и восстановления федерального центра профессиональной патологии Минздрава РФ (п.6);

разработки списка профессиональных болезней с учётом условий их формирования, принципов диагностики и на основе методологии оценки профессиональных рисков.